Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Центр образования №8
имени Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова"
+7(4872) 31-56-41
г.Тула, ул. Фрунзе, 18
tula-co8@tularegion.org



Директор

Татьяна Николаевна Матвиевская



 


 






Краеведческая страничка

"Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография..."

МБОУ ЦО №8 образовался 15 октября 2015 г. Образовательная организация создана путем слияния трех образовательных учреждений (МБОУСОШ №17, 33 и 57). Учреждения реорганизованы в форме слияния на основании постановления администрации г. Тулы №3077 от 05.06.2015 г. В 2017 году к нашему центру образования присоединился учебный корпус №4 (бывший детский сад)

Наши корни (исторические справки об учебных корпусах):

    Наш центр образования на карте города 

    С расположением учебных корпусов центра образования №8 можно ознакомиться в соответсвующем разделе сайте по ссылке.

    МБОУ ЦО № 8 расположился на территории двух округов (или, как раньше говорили, районов) – Привокзального и Советского. До 1977 года это был один Привокзальный район.

    Мы приглашаем  вас    познакомиться    с   нашей «малой родиной». В середине XIX века  это была окраина города. Граница Тулы  проходила тогда    по  современной    улице     Дм. Ульянова   (прежнее    название - Серебровская и Клубная) и  далее по  улице  Первомайской (Ваныкинской).  Это  были городские выгонные земли, и городская жилая застройка здесь была редка. Неудивительно, что историческими  событиями наша территория не богата. Но тем не менее и наши улицы помнят  поступь истории. 




    Памятники истории

    Демонстрация 1903 года

    14 (27) сентября 1903 года в Туле состоялась первая политическая демонстрация. Демонстранты выступали против кровавой расправы царского правительства с участниками стачек и демонстраций в Ростове-на-Дону осенью 1902-го и весной 1903 года, против насилия и угнетения. Демонстрантов встретили черносотенцы и городовые, избили, арестовали 22 человека. Среди схваченных были Н. Батищев, С. Колесников, В. Балазип, С. Луначарская (впоследствии Смидович), Г. Жабров, Н. Рождественский, А. Шепетева (потом жена Рождественского) и другие.

    На месте столкновения боевой дружины с черносотенцами и полицией поставлен памятный обелиск: «Здесь проходила первая рабочая демонстрация в Туле в сентябре 1903 г.».

    26 сентября 1933 года бюро Тульского горисполкома партии постановило переименовать Калужскую улицу в улицу Демонстрации 1903 года.



    Тургенев обнялся со Львом Толстым

    В 1879 году на перроне Курского вокзала обнялись два классика — Толстой и Тургенев. Объятия эти были по-настоящему эпохальны, ведь они венчали долгий период вражды главных возмутителей умов своего времени. Тем самым оба великих русских писателя показали всем нам пример того, что дружба и взаимное уважение значительно выше личных ссор и обид.

    Они не общались друг с другом семнадцать лет и только по стечению обстоятельств не сошлись друг с другом на дуэли. Притом что оба восхищались литературными творениями друг друга, к жизни они относились совсем по-разному, о чем постоянно спорили, что и привело, по выражению Тургенева, к «оврагу» в отношениях. По описанию А. Фета, в имении которого всё и случилось, Толстого возмутило умиление Тургенева тем фактом, что его дочь чинит одежду для бедняков, он посчитал это неискренностью. Тургенев вспылил и пригрозил «дать в рожу» обидчику. Толстой тоже оскорбился и уехал, а с дороги послал вызов на дуэль с условием, чтобы стреляться по-настоящему. Тургенев ответил письмом с извинениями, на что Толстой оскорбился еще больше. Под горячую руку попало и Фету, выступившему третейским судьей, которому тоже нагрубили. Потом Толстой пытался замириться, но отказывался от извинений уже Тургенев.

    Они не общались с 1861 года и помирились только в 1878-м, через семнадцать лет.
    И в том, что в 1879-м году Толстой поспешил свидеться на вокзале с другом, который даже не собирался ехать к нему в Ясную, как нельзя лучше можно увидеть, насколько эти люди уважительно относились друг к другу. Сейчас об этом событии напоминает мемориальная доска на стене вокзала со стороны 1-го пути.

     

    Московский  вокзал – это не только место встречи великих людей, но и «ворота» города. Для приезжающих по железной дороге Тула начинается с вокзала. На территории Московского вокзала можно увидеть много интересного и многочисленные мемориальные доски, и памятники.  Один из них  - Памятник защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.




    Памятники культуры

    Памятник защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.


    Памятник защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. установлен в 2015 году и является частью мемориала, открытого к 70-летию Победы.
    Торжественное открытие мемориала, приуроченное к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, состоялось 8 мая 2015 года на площади Московского вокзала.
    Мемориальный комплекс  включает в себя памятник защитникам города-героя Тулы и музей-бронепоезд «Туляк». Автором памятника стал скульптор Салават Щербаков.
    Инициатива создания мемориала принадлежала работникам предприятий железнодорожного транспорта, тульскому региональному обособленному подразделению «Дорпрофжел», Совету ветеранов Тульского региона Московской железной дороги. Идея железнодорожников была полностью поддержана и одобрена начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, губернатором Тульской области Владимиром Груздевым, администрацией города Тула, руководителями предприятий-партнеров ОАО «РЖД». Спонсорская помощь была оказана предприятиями железнодорожного транспорта, дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» и промышленными предприятиями, расположенными на территории Тульской области. Личные средства на создание мемориала пожертвовали губернатор области В. С. Груздев, предприниматель А. Ю.  Занадворов, тульские железнодорожники.
    Скульптурная композиция выполнена из бронзы и установлена на облицованный гранитом постамент, общая высота монумента – 7 метров. Памятник изображает двух воинов Красной армии, водружающих знамя Победы. Оба бойца вооружены пистолетом-пулеметом Шпагина (ППШ), ставшим символом Великой Отечественной войны. У ног воинов — герб Тулы, утвержденный 24 сентября 2008 года, к которому прикреплена медаль "Золотая звезда", которая вручалась Героям Советского Союза и Городам-Героям.
    Туле и жителям города принадлежит выдающаяся роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.
    Справа  от    памятника    установлен    барельеф   с     изображением        Г.К. Жукова, командующего Западным фронтом, в состав которого входил Тульский боевой участок. Слева – барельеф с изображением генерал-майора А. Н. Ермакова, в период Тульской оборонительной операции командовавшего 50-й Армией, которой была поставлена задача по обороне подступов к Туле. 

    Мемориал героическим защитникам Тулы включает в себя монумент, посвященный воинам Великой Отечественной войны, копию бронепоезда «Туляк», базу бронепоездов с музейной экспозицией в смотровых вагонах (вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб), образцы вооружения периода Второй мировой войны.



    Бронепоезд «Тульский рабочий»


    История бронепоезда № 13 неразрывно связана с героической обороной Тулы. Все 45 дней героической обороны Тулы бронепоезд № 13 охранял подступы к родному городу.
    Бронепоезд № 13, прозванный железнодорожниками и солдатами "Туляк", присоединился к бронепоезду № 16, уже защищавшему подступы к Туле. Позже бронепоезд № 16 был отправлен оборонять участок Рославль — Смоленск. "Тульский рабочий" остался прикрывать от вражеских авианалётов станцию Тула-1. Также отражал удары бомбардировщиков на станциях Ревякино, Хомяково и Присады. В середине октября бронепоезд № 16 вернулся в Тулу на ремонт. В то время в Туле возникли проблемы с продовольствием. Четыре из пяти железнодорожных путей были захвачены противником; в руках Красной армии оставалась лишь железнодорожная линия Москва-Тула. Трудящимися Москвы был отправлен поезд с продовольствием в осаждённый город. Фашисты предприняли попытку перехватить этот состав. В течение двух суток бронепоезда № 13 и № 16 вели оборону железнодорожной линии, уничтожая вражескую пехоту, бронетехнику и авиацию. Поезд с продовольствием в полной сохранности прибыл в Тулу. В начале декабря бронепоезд "Тульский рабочий" был отправлен на Юго-Западный фронт. Декабрь 41-го года бронепоезд базировался на станции Белый колодезь, находящейся на северо-востоке от Харькова. В апреле 1942 года бронепоезд № 13 был введён в 60-й отдельный дивизион бронепоездов, который был сформирован из двух единиц — бронепоезда № 15 и "Тульского рабочего". Дивизион был направлен на Юго-Западный фронт, где прикрывал железную дорогу в районе Изюма от атак с воздуха.
    Поэтому не случайно одновременно с мемориалом "Защитникам города-героя Тулы" был открыт мемориал-музей, представляющий собой макет бронепоезда "Тульский рабочий".

    От Московского вокзала мы предлагаем пройти по Красноармейскому проспекту. И первое, что удивляет нас – это утки в черте города. Не удивляйтесь: мы подошли к реке Воронке. Да, эта река очень скромна, но тем и дорога местным жителям. 



    Река Воронка

    Воро́нка (устар. Воро́нья) — река в  Тульской области, левый приток Упы. Длина реки составляет 25 км. Крупнейшие притоки — Кочак, Сухая Воронка, Китаевка, Михалковка. Площадь водосборного бассейна — 150 км².
    Воронка начинается к юго-западу от микрорайона Косая гора (южная часть Тулы) и к западу от Ясной Поляны. Затем течёт на восток, протекает рядом с Калиновым лугом в Ясной Поляне, потом на север, разделяя Косую гору и микрорайон Скуратовский, затем мимо Косогорского металлургического завода, далее через районы Тулы — Зеленстрой и Мясново. В Мясново впадает в Упу. Перед впадением в Упу пересекает один из двух проспектов Тулы — Красноармейский. Близ места пересечения реки автодорогой Тула—Щёкино находится популярное пляжное место отдыха горожан.
    На реке Воронья 12 июня 1607 года произошло одно из крупных сражений восстания под предводительством Болотникова, в ходе которого повстанцы потерпели поражение и были откинуты к Туле. Несколько веков ранее Воронка называлась Вороньей. На правом берегу Воронки расположена усадьба Ясная Поляна, где жил и работал Лев Николаевич Толстой (1828—1910). 

     А мы продолжаем свое путешествие по Красноармейскому проспекту.



    Красноармейский проспект

     

    В начале XIX века улица называлась Тамилинской (в честь тульского губернатора Я. М. Тамилина). Была она узкой, ухабистой, грязной. Проехать по ней стоило особого труда, очень утомительного. Населяли улицу мелкие чиновники, торговцы, мастеровые и, конечно, железнодорожники. Преобладали лачуги, лишь кое-где стояли дома зажиточных горожан. Встречались кустарные предприятия. Например, самоварная фабрика Н. А. Воронцова.

    6 мая 1900 года страна широко отмечала 100-летие со дня смерти выдающегося русского полководца генералиссимуса А. В. Суворова. Его именем и была названа Тамилинская улица. Однако заботы к улице со стороны «отцов города» не прибавилось. Она продолжала пребывать в ужасном состоянии.

    Тамилинская улица описана Г. И. Успенским в его повести «Нравы Растеряевой улицы». Писатели-туляки М. Ф. Чумандрин в романе «Год рождения 1905» и Н. Я. Москвин в повести «Конец старой школы» (первоначальное название повести «Гибель реального») описали бывшую Суворовскую улицу.

    В 1918 году Суворовскую переименовали в Красноармейскую, а в 1974 -в Красноармейский проспект. Разумеется, вид улицы к тому времени изменился в лучшую сторону.

    Прогулку по Красноармейскому проспекту начнем от Московского вокзала (бывшего Московско-Курского), от «парадного подъезда» города. От Московского вокзала Красноармейский проспект пересекают улицы Д. Ульянова, Ф. Смирнова, В. Вересаева, Фрунзе, Халтурина, Лейтейзена и Ленина.

     

     

    Если свернуть с Красноармейского проспекта на улицу имени Дмитрия Ульянова, то вскоре мы увидим замечательный зеленый уголок – сквер памяти погибших железнодорожников.

    В городе-герое Туле множество памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной. однако не было ни одного мемориала, посвященного вкладу железнодорожников в Победу. В год 60-летия Победы начальник Тульского отделения Московской железной дороги Сергей Вязанкин и председатель Совета ветеранов Василий Хавторин приняли решение исправить эту историческую несправедливость.
    Проектировщики памятника предложили возвести четырехгранную стелу на постаменте 15 метров из серого гранита и украсить её барельефами, посвященными участию железнодорожников в обороне Тулы как на фронте, так и в тылу.
    Памятный знак железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны установлен 9 мая 2005 года в соответствии с решением Тульской городской думы от 06.12.2004 г. № 52/1018 «Об установке памятного знака железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны» и постановлением главы города Тулы от 20.01.2005 № 80 «Об установке памятного знака железнодорожникам – участникам Великой Отечественной войны».

    Памятный знак выполнен в виде обелиска на двухъярусном постаменте, облицованном плитами из серого гранита. Первый ярус постамента выполнен в виде усеченной пирамиды, по двум сторонам которого размещены надписи: «Железнодорожникам - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Подвиг Ваш бессмертен», «Памятник воздвигнут в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне Тульским отделением Московской железной дороги 9.05.2005». Второй ярус постамента - в форме куба, по четырем сторонам которого размещены медальоны с рельефными изображениями.


    Позади сквера можно увидеть очертания учебного корпуса №3. Среди его выпускников много достойных личностей. Вот наиболее известные из них:


    Богатырев Александр Вячеславов

    Заслуженный художник РФ (2005), член союза художников РФ, член союза дизайнеров РФ (1998), главный дизайнер Тульского академического  театра драмы с 1998 года.



    Екатерина Александровна Толстая (Минаева)

    Директор Музея-усадьбы Льва  Николаевича Толстого «Ясная Поляна», депутат Тульской областной думы


    Пономарев Алексей Васильевич  

    Член Общественной палаты Тульской области, директор МБОУЦО «Гимназия  № 1» г. Тулы


    И,  если пройдя по улице Демонстрации, свернуть направо, на улицу Фрунзе (до 1924 года это была  Верхне-Солдатская улица, с 1924 года - улица Троцкого, с 1928 года - улица Фрунзе), то вскоре вашим взорам откроется учебный корпус №1 нашего центра образования. А пройдя немного по улице Фрунзе, свернув на необычайно красивую, соседствующую с Белоусовским парком улицу Первомайскую (бывшая Ваныкинская, названная именем известного тульского мецената), поверните на тихую улочку С. Перовской (бывшая улица Александра Невского) и вы увидите учебный корпус №2. 


    И здесь начнется наше новое путешествие в историю. Продолжение следует...