Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №8"
(4872) 31-56-41
г.Тула, ул. Фрунзе, 18






Директор

Татьяна Николаевна Матвиевская





Обращение к руководителю


Публичный доклад


Управляющий Совет
Центра образования







 

 





Особенности воспитательного процесса в семье

Семья - один из шедевров природы.
Д. Сантаяна

О современной семье много пишут и говорят. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребёнок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама наша планета Земля.
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересованно общество.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий,  гармоничный.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- типы темпераментов родителей, их совместимость;
- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
- научно-педагогическая литература, которую читают родители:
- уровень образования родителей.


Попустительский стиль семейного воспитания 
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

В таких семьях родители неумело используют методы наказания и поощрения. Главный метод воспитания – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно стимулируют проявление у него таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимство. У таких детей много тайн, они не умеют искренне сочувствовать и сопереживать, не любят ни умственный, ни труд. Они не умеют бескорыстно
дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всегда на виду, а в своих неудачах они готовы обвинять всех, но не себя.


Состязательный стиль семейного воспитания

При таком стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Участие детей в различных кружках и секциях нередко приводит к проблемам, связанным с его здоровьем:  хроническая усталость, различные болезни.

Такие дети стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, они  берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы их заметили и
оценили. Эти дети могут быть очень агрессивными, если результаты их  деятельности будут оценены  не по достоинству или у них что-нибудь не получается. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива.


Рассудительный стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную свободу действий, дают ему возможность приобрести личный опыт путём собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упрёки. В воспитании ребёнка родители не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниям, считая, что ребёнок сам может выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются тёплые  и добрые взаимоотношения. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относится к старшему поколению своей семьи. Если ребёнок совершает плохой поступок, то родители дают возможность обдумать совершенное им, помогают осмыслить  проблему с позиции другого человека. Такие дети вырастают любознательными и активными, умеют работать без понуканий, у них хорошая познавательная активность.


Предупредительный стиль семейного воспитания

Одной из причин предупредительного стиля может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болеет, родители становятся мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. В такой семье ребёнок лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами игр и регламентируют его поведение. С раннего детства родители стараются оградить своего ребёнка от каких бы то  ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников.
В таких семьях очень часто удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родителям очень удобно, что ребёнок находится под таким контролем, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут его стороной.

Главными отличительными чертами этих детей является несамостоятельность неспособность к принятию решений, способность действовать по указке со стороны. Они пассивны, безответственны, совершенно не желают трудится, любят наушничать и могут предать своего товарища.


Контролирующий стиль семейного воспитания

В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем он должен дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести, они боятся 
сделать ошибку, не пытаются бороться за истину, у них высокий уровень тревожности. Эти ребята угрюмы , подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию. В силу того что дома дети чувствуют  по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. Замечание и критику в свой адрес эти дети  практически не воспринимают. Очень часто это вызывает у них неадекватную реакцию.


Сочувствующий стиль семейного воспитания

Условием формирования такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.  Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Однако при этом дети сильно замыкаются на семье и её жизни, они становятся малоактивными, безынициативными.
Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей их родителей. Это говорит о  том, что родители любят своих детей, но никогда его не балуют. Такие дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков уйти домой. Они наблюдательны, но проявляют при этом повышенную застенчивость и стыдливость, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут всё знать. Такие дети очень неприхотливы и не страдают от того, что не имеют чего-то материального.


Гармоничный стиль семейного воспитания

В таких семьях ребёнок рождается, воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Характерная особенность таких детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят её скрыть, то никогда не проговорятся. Они умеют верно дружить, в общении всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами.
Таким детям свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие дети демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.


Составитель 
учитель начальных классов Чекмазова Н. В.

Литература: 
Н.И. Дереклеева «Новые родительские собрания»
                        В.А.Сухомлинский «Родительская педагогика».

(4872) 31-56-41
г.Тула, ул. Фрунзе, 18

Версия для слабовидящих